В школе я любила писать сочинения на свободную тему.

В школе учителя давали очень объемные для разгуляй-мыслей

темы типа "Партизанское движение во время ВОВ "(тут я писала о своем деде, хотя партизанил он всего один месяц, а

всю войну был кадровым офицером. Или , помню, одна из любимых тем "Образ героя в русской литературе".

Ничего не конкретизировалось и можно было на трех-четырех листах писать о чем угодно, лишь бы вначале была пара слов о ВОВ или о героизме и т.д.



Первый облом с сочинениями был на выпускных экзаменах.

Когда надо было выбирать между образом трататаЕкатерины в тратата пьесе Островского "Гроза",

или "идеями народовольческого движения в русской литературе 18-19 веков , которое тратата на народные массы и тратата...

Короче, темы стали длинными , конкретными(слово влево, слово вправо влияло на оценку) и, самое главное, совершенно мне не интересными. А с вольной темой вообще был кошмар.

В нее красной нитью вплетали слова о решениях какого-нибудь XXV го съезда или еще какую-нибудь идеологическую чушь.



На выпускном в школе из 4-х тем я выбрала тему о творчестве Маяковского. Она тоже была преподнесена с идеологической подоплекой , но Маяковский был моим любимым поэтом. Наизусть я знала двухтомник его стихов и поэм.



Получила я свою пятерку по сочинению.

Дальше был устный экзамен по литературе. Мне достается билет о творчестве Маяковского. Тут я тоже получаю пятерку и даже пожелание приемной комиссии поступать в литературный ВУЗ.



Но. У меня есть мечта. И я еду в МГУ , стараясь мечту сделать былью. Последним экзаменом было сочинение.

Опять 4 темы. И опять я выбираю Маяковского. Пятерку я получила , но по конкурсу не прошла . Меня правда предупреждали еще до сдачи экзаменов, что все 25 мест на кафедре астрономии уже давно распределены между именитыми

абитуриентами .



Не долго думая, еду домой на Кубань , но в случайном порыве решаю выйти в Харькове и попробовать счастья в местном Универе. Тогда отделение астрономии было только в 5 ВУЗ-ах СССР.



Вы будете смеяться.. Но , опять Маяковский.)

Казалось бы на этом мои сочинения закончились. На физфаке

среди изучаемых дисциплин художественной литературы не было. Но...



Мне пришлось еще один раз писать сочинение по творчеству Владимира Владимировича.

Было это так : -(много лет это было секретом) - у моей однокурсницы была сестра., которая уже три года подряд пыталась поступить в медицинский институт. Но, на сочинении она все время получала двойку .

Я закончила тогда четвертый курс .Летом обычно работала на двух работах, чтобы денег хватило на растущие потребности . Однокурсница пригласила меня в гости. Там ее отец ( очень уважаемый в определенных кругах человек) склонил меня к сделке.. 100 советских рублей за экзамен по литературе . Плюс еще 50 если будет четверка. Неслыханное богатство за один день страха.



Боялась я , что подмену заметят. А про экзамен особенно не задумывалась.

Папа девчонки, которую я заменяла , за две недели до .. принес мне темы сочинений.

Там были классные темы. И по Салтыкову-Щедрину, и по любимому Достоевскому ,

И не менее любимому Антону Павловичу. И даже свободная тема была действительно свободной.

Надо было раскрыть образ врача (или почему я поступаю на санитарный факультет) .

Короче я подготовилась. Честно перечитала все , что нашла в

Библиотеке . Экзамена я не боялась.



Но , когда , огласили темы сочинений по рядам абитуриентов прокатился стон.

Темы были не те, на которые у всех были заготовлены, шпоры, бомбы и т.д…



Ну, Вы догадались… Да. Там была тема, которую я выбрала без колебаний. ..







Подведите мой

посмертный баланс!

Я утверждаю

и - знаю - не налгу:

на фоне

сегодняшних

дельцов и пролаз

я буду

- один! -

в непролазном долгу.